Кристап Зилле

Стратонавт Кристап Зилле – покоритель преддверий космоса

Как известно, в Риге когда-то был проспект Космонавтики (Kosmonautikas gatve). Заслуженно был. Ведь в нашем городе родился Фридрих Артурович Цандер, создатель первой советской ракеты на жидком топливе. А в Юрмале родились космонавты Анатолий Яковлевич Соловьев (является рекордсменом по выходу в открытый космос – шестнадцать раз – и по общей продолжительности работы в открытом космосе: всего 82 часа 21 минута) и Александр Юрьевич Калери. Однако прорыв в космос был бы невозможен без покорения стратосферы. И поэтому, например, в Москве наравне с улицей Космонавтов есть проезд Стратонавтов. А вот в Риге никогда не было не то что проспекта или улицы, но даже переулка Стратонавтики. Что весьма странно: ведь в стратосфере одним из первых был и наш соотечественник!

27 апреля 1896 года в 6 часов утра на хуторе Тренце Лигер (вероятно, современные Liģeri) под посёлком Джуксте в семье батрака Яниса Зиле (Sihle) и Аннете (урождённой Чудер) родился первенец, которого назвали Хейнрих-Кристап. На современный лад имя по-латышски будет звучать как Kristaps Jāņa dēls Zīle. По-русски же как только его не звали: Кристав Зиле, Кристаф Янов Зиле, Кристап Иванович Зилле, Христиан Иванович Зилле, Кристан или даже Кристал Зилле. Я буду его далее именовать так, как чаще всего видел его имя в публикациях: Кристап Янович Зилле.

Батрацкий сын трудился с ранних лет. Вначале работал помощником лесоруба, затем – на лесопилке. В августе 1915 года добровольно вступил в ряды латышских стрелков.

Запись из метрической книги о рождении Хейнриха-Кристапа Зиле. LVVA, фонд, 4305, опись 1, дело 19, кадр 17; Raduraksti.arhivi.lv.
Запись из метрической книги о рождении Хейнриха-Кристапа Зиле. LVVA, фонд, 4305, опись 1, дело 19, кадр 17; Raduraksti.arhivi.lv.

17 января 1917 года на Рижском фронте ефрейтор Кристап Зилле, командир отделения 2-го взвода 1-й роты 3-го Курляндского (Курземского) латышского стрелкового полка Русской императорской армии, был ранен немецкой пулей в голову. Полгода лечился в Новгородской губернии: вначале в лазарете в Новгороде, потом в 13-й команде выздоравливающих в селе Грузино. После выздоровления вернулся на службу. Вместе с товарищами стал красным латышским стрелком, служил в артиллерии Латышской дивизии, участвовал в Гражданской войне: подавлял эсэровский мятеж в Москве, а потом воевал на Южном фронте против Деникина и Махно. За подвиги Кристап Зилле был награждён орденом Красного Знамени за номером 208.

Сведения о ранении ефрейтора Зиле, бойца 5-го Курляндского латышского стрелкового полка. Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат), РГВИА; Gwar.mil.ru.
Сведения о ранении ефрейтора Зиле, бойца 5-го Курляндского латышского стрелкового полка. Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат), РГВИА; Gwar.mil.ru.
Сведения о ранении ефрейтора Зиле, бойца 5-го Курляндского латышского стрелкового полка. Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат), РГВИА; Gwar.mil.ru.
Сведения о ранении ефрейтора Зиле, бойца 5-го Курляндского латышского стрелкового полка. Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат), РГВИА; Gwar.mil.ru.

После войны Зилле остался в рядах Красной Армии. В 1925 году успешно окончил артиллерийские курсы в Одессе. Параллельно занимался спортом: стал чемпионом Одесского военного округа по вольной борьбе. С 1930 года Зилле служил в авиации, летал на аэростатах, проведя на них в воздухе за пять лет почти 400 часов. Но не избегал общественной нагрузки: живя в Москве, был активным членом Секции бывших красных латышских стрелков. А в 1935 году Кристап Янович был назначен командиром редкого воздухоплавательного аппарата – стратостата.

Кристап Зилле, 1931 год. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей».
Кристап Зилле, 1931 год. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей».
Стратонавт Зилле в лётном комбинезоне (Кунцево), март 1931 года. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей».
Стратонавт Зилле в лётном комбинезоне (Кунцево), март 1931 года. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей».

Стратосфера – это один из слоёв атмосферы, расположенный на высоте 11-50 километров, между тропосферой и мезосферой. В ней располагается озоновый слой, который определяет верхний предел жизни в биосфере. Полёты в стратосферу начались в 1930-х годах. Для этого использовали воздушный шар, наполненный водородом, к которому была прикреплена специальная герметичная кабина, гондола. Аппарат этот назвали стратостатом.

Широко известен полёт на первом стратостате FNRS-1, который совершили Огюст Пикар и Пауль Кипфер 27 мая 1931 года на высоту свыше 16 километров. В СССР полёты Пикара вызвали большой интерес. 30 сентября 1933 в 8.40 по команде начальника ВВС командарма Якова Ивановича Алксниса красноармейцы, державшие стратостат «СССР-1» (радиопозывной «Марс») за корзину амортизатора, отпустили его. Так начался полёт первого советского стратостата конструкции Константина Дмитриевича Годунова на высоту 19 км – новый мировой рекорд, который не был превзойдён в течение 25 лет. Вместе с Годуновым стратостат пилотировали военный лётчик Эрнст Карлович Бирнбаум (1894-1965, эстонец, служил – правда, писарем – ещё в Свеаборгской крепостной воздухоплавательной роте Русской императорской армии) и выдающийся советский воздухоплаватель Георгий Алексеевич Прокофьев. Тогда, в сентябре 1933 года звание Героя Советского Союза ещё не было утверждено (оно появилось лишь в апреле 1934 года), а потому стратонавты были награждены высшим на тот момент в СССР орденом Ленина.

Не следует думать, что полёт в стратосферу был весёлой прогулкой. Шар стратостата наполняли легко воспламеняющимся водородом. А конструкция гондолы тоже была не совершенна. Стратонавтам в ней было холодно и не хватало кислорода для дыхания. О том, что полёты в стратосферу были настоящим подвигом, говорит трагический полёт второго советского стратостата. 30 января 1934 года ввысь поднялся стратостат «ОАХ-1» («Осоавиахим-1», радиопозывной «Сириус») с тремя членами экипажа в гондоле. Стратостат поднялся на рекордную высоту в 22 км, но при спуске произошла катастрофа. Воздушный шар заледенел, спуск оказался форсированным, гондола оторвалась на высоте в несколько километров и разбилась о землю. Экипаж погиб. Командир экипажа Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдовича Усыскин были посмертно награждены орденом Ленина. Впервые в СССР – посмертно.

Тем не менее покорение высот атмосферы продолжилось. 25 июля 1935 года на рассвете в 5.25 из Кунцева под Москвой поднялся стратостат «СССР-1 бис» (радиопозывной «Луна»). Приставка «бис» означала повторный полёт «СССР-1», но с новым экипажем: командир Кристап Зилле, инженер Юрий Георгиевич Прилуцкий (1896-1975) и профессор Александр Брониславович Вериго (1893-1953). Оболочка стратостата и гондола были целиком использованы прежние, но за бортом гондолы крепился групповой спасательный парашют, разработанным военным инженером М.А. Савицким и инженером И.Л. Глушковым. Такой парашют включался в комплект стратостата впервые в мировой практике. С его помощью гондола могла в аварийной ситуации спуститься, отделившись от оболочки стратостата. Идея гондольного парашюта оказалась плодотворной, и через 25 лет вновь была востребована – на этот раз уже для возвращения на Землю космонавтов в спускаемом отсеке на парашюте. 

Стратостат «СССР-1 бис» перед полётом. Zen.yandex.ru / Серпом по молоту.
Стратостат «СССР-1 бис» перед полётом. Zen.yandex.ru / Серпом по молоту.

К слову, ещё до подъема на стратостате в июне 1935 году Зилле вместе с Прилуцким совершил два высотных полёта на аэростате с открытой гондолой. 16 июня они поднялись на высоту 8500 м, а 19 июня – на высоту 10,5 километров.

Подготовка стратостата «СССР-1 бис» к полёту. Интернет-музей «Авиару.рф».
Подготовка стратостата «СССР-1 бис» к полёту. Интернет-музей «Авиару.рф».
Подготовка стратостата «СССР-1 бис» к полёту. Интернет-музей «Авиару.рф».
Подготовка стратостата «СССР-1 бис» к полёту. Интернет-музей «Авиару.рф».
Подготовка стратостата «СССР-1 бис» к полёту. Интернет-музей «Авиару.рф».
Подготовка стратостата «СССР-1 бис» к полёту. Интернет-музей «Авиару.рф».

Задача высотных рекордов на сей раз не ставилась. Научная программа стратосферного полёта включала исследование космических лучей, в том числе изучение изменения их интенсивности с высотой и выяснение характера изменения коэффициента поглощения. Гондола стратостата представляла собой современную летающую обсерваторию, разделённую на восемь отсеков. В первом находилась коротковолновая радиостанция. Во втором – оптическая аппаратура: спектрограф для изучения спектра неба, приборы для измерения яркости неба под различными углами к горизонту. В третьем и четвёртом – баллон с кислородом, патрон для поглощения углекислоты, инструменты для отбора проб воздуха и фотоаппаратура. В пятом – два электрометра Гесса, один из них – под 60-миллиметровым свинцовым кожухом, две камеры Вильсона и барограф. В шестом и седьмом – термометр для регистрации наружной температуры с точностью до трёх десятых долей градуса, ртутный сифонный барометр и два альтиметра. Восьмой отсек был свободен – здесь находился входной люк. Вне гондолы были подвешены пятнадцать сосудов для отбора проб воздуха, вариометр – показатель вертикальной скорости полёта, спиртовой термометр, две антенны для приемника и передатчика радиостанции, метеорограф конструкции Молчанова и другие приборы.

Подъём проходил несколько быстрее обычного, и уже через полтора часа после старта стратостат достиг 16200 метров. Экипаж провел все необходимые замеры, сделал снимки следов космических лучей с помощью камеры Вильсона. Казалось, ничто не предвещало беды, но внезапно стратостат… стал проваливаться: начался самопроизвольный спуск аппарата. После отметки 15 километров скорость спуска резко возросла. Стало ясно, что из оболочки идёт утечка водорода. Гондолу трясло и мотало из стороны в сторону. После аварийного сброса балласта скорость снижения несколько уменьшилась, но всё же оставалась угрожающе большой. Так как в случае применения забортного парашюта не была исключена вероятность потери гондолы с ценной аппаратурой и результатами исследований, Кристап Зилле отдал приказ другим участникам полёта прыгать с парашютом. Первым на высоте 3500 метров покинул гондолу профессор Вериго, за ним на высоте 2500 метров последовал Юрий Прилуцкий. Он прыгнул с затяжкой, проявив мужество и хладнокровие.

Кристап Янович Зилле. Георгий Семёнович Верейский, автолитография, 1935 год; Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный музей А.В. Суворова».
Кристап Янович Зилле. Георгий Семёнович Верейский, автолитография, 1935 год; Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный музей А.В. Суворова».

Зилле остался в гондоле один. Отдав балласт, он уменьшил скорость снижения. В оболочке ещё оставался газ, и скорость снижения не превышала трёх метров в секунду. Но Зилле всё-таки решил принять все меры предосторожности: когда высота достигла 2000 метров, он вылез из гондолы и встал на ступеньках внешней металлической лестницы. Гондола мягко коснулась земли, а оболочка легла по ветру. Научная аппаратура оказалась в полной исправности, записи сохранились. Спуск стратостата произошёл в тот же день, в 8 часов 02 минуты, недалеко от деревни Труфаново, в 20 километрах юго-западнее Тулы. Таким образом полёт продолжался 2 часов 37 минут. Оказалось, что оболочка «СССР-1» после первого полёта хранилась на складе полтора года свернутой, прочность её снизилась. За выполнение государственного научного задания и проявленное мужество экипаж был награждён орденами Ленина.

Страница газеты «Sibirijas Cīņa» («Сибирская Борьба») от 4 июля 1935 года.
Страница газеты «Sibirijas Cīņa» («Сибирская Борьба») от 4 июля 1935 года.
Стратостат «СССР-1 бис» перед полётом, стратонавты Годунов, Прилуцкий, Прокофьев и Зилле. Коллаж в газете «Sibirijas Cīņa» («Сибирская Борьба») от 4 июля 1935 года.
Стратостат «СССР-1 бис» перед полётом, стратонавты Годунов, Прилуцкий, Прокофьев и Зилле. Коллаж в газете «Sibirijas Cīņa» («Сибирская Борьба») от 4 июля 1935 года.
Страница газеты «Taisneiba» («Правда») от 4 июля 1935 года.
Страница газеты «Taisneiba» («Правда») от 4 июля 1935 года.
Стратонавты Прилуцкий, Зилле и Вериго. Фото в газете «Taisneiba» («Правда») от 4 июля 1935 года.
Стратонавты Прилуцкий, Зилле и Вериго. Фото в газете «Taisneiba» («Правда») от 4 июля 1935 года.

Полёты стратостатов продолжились и дальше. Однако после ряда неудач, а также на фоне успехов космонавтики, интерес к ним угас. 1 ноября 1962 года с аэродрома в районе города Вольск был запущен последний пилотируемый советский стратостат «Волга». Но ни в коем случае не надо забывать о стратонавтике. Проведённые в гондолах стратостатов опыты оказались если не бесценными, то, как минимум, крайне важными для фундаментальной науки. А прыжки с экстремальных высот послужили разработке спасательного снаряжения для лётчиков и космонавтов. Поэтому надо уважать помнить стратонавтов – отважных людей, рисковавших и плативших жизнями во имя расширения возможностей человека и спасения других. И ведь что интересно: их за историю человечества оказалось меньше, чем космонавтов!

А Зилле после стратосферного полёта продолжил службу в ВВС. В 1938 году майор Зилле служил начальником опытного отряда Опытно-исследовательского воздухоплавательного дивизиона. Был награждён медалью «ХХ лет Рабоче-крестьянской Красной Армии». А в годы Великой Отечественной войны подполковник Зилле был начальником штаба 1-го полка аэростатов защиты: прикрывал небо над Москвой, был награждён медалью «За оборону Москвы». За выслугу лет 3 ноября 1944 года был награждён вторым орденом Красного знамени, а 6 ноября 1945 года – вторым орденом Ленина. Ну и, конечно же, стал кавалером медали «За победу на Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Зилле с женой Анфисой на отдыхе в Гурзуфе, 1935 год. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей».
Зилле с женой Анфисой на отдыхе в Гурзуфе, 1935 год. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей».
Майор Зилле в 1938 году. Фото из газеты «Zvaigzne» («Звезда») от 5 февраля 1987 года.
Майор Зилле в 1938 году. Фото из газеты «Zvaigzne» («Звезда») от 5 февраля 1987 года.
Подполковник Зилле, 1942 год. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей».
Подполковник Зилле, 1942 год. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей».
Подполковник Зилле, 1942 год. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей».
Подполковник Зилле, 1942 год. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей».
Подполковник Зилле, 1943 год. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей».
Подполковник Зилле, 1943 год. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей».

Полковник Кристап Янович Зилле умер в 1954 году и был похоронен в Москве на Введенском кладбище (участок №1).

Могила полковника Зилле и его жены на Введенском кладбище в Москве. Фото Евгения Румянцева, «Космический мемориал» / Sm.evg-rumjantsev.ru.
Могила полковника Зилле и его жены на Введенском кладбище в Москве. Фото Евгения Румянцева, «Космический мемориал» / Sm.evg-rumjantsev.ru.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.